главная | философия | |
А -
Д Е - Л М - П Р - Т У - Я |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭТОЭСТЕТИЧЕСКОЕ (греч. aisthetikos – чувственно воспринимаемый) – отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа.Особенности Э. отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, «бескорыстности» Э. переживания. Однако это лишь внешние особенности Э. отношения к миру. И. Кант рассматривал Э. как «целесообразность без цели». Всё окружающее в Э. отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в Э. отношении как бы «не присутствует». Всё вокруг наполнено смыслом, всё имеет отношение к человеку, но конкретный, «конечный смысл» скрыт, всё в Э. отношении, по словам Ф. Шиллера, лишь «обещание радости». В Э. отношении человек переживает свои собственные «родовые» возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в «горизонте возможного». Э. ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Э. мироощущение воплощает потребность человека «остаться собой» и «быть всем», потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба и в глубины собственной души. Э. отношение к миру – это освоение мира в его смысловой перспективе. Человек относится к миру не как к объекту познавательного, производственного, социально-преобразующего воздействия: мир уже не вращается вокруг моего эгоистического «Я». Происходит децентрация мира, человек начинает чувствовать «душу» вещей, обретает способность к пониманию Другого. Э. отношение к миру не является рациональной конструкцией, оно легко «подключается» к различным духовным образованиям (и эксплуатируется ими) – к утопическому сознанию, мифу, идеологии. Основные Э. ценности – прекрасное, возвышенное, трагическое – становятся основой Э. оценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, Э. ценности начинают выполнять функцию исходных принципов Э. отношения к действительности – становятся Э. категориями. Эти категории (как и категории этики) ведут «двойное» существование. Они являются теми «очками», сквозь которые субъект Э. отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно Э. категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки – эстетики. filosofii.ru filosofii.ru Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн. СОДЕРЖАНИЕ: от У до Я: УТОПИЯ ФАРАБИ ФАТАЛИЗМ ФЕДОРОВ ФЕЙЕРАБЕНД ФЕЙЕРБАХ ФЕМИНИЗМ ФИЗИКАЛИЗМ ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИХТЕ ФОМА АКВИНСКИЙ ФРАНК ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА ФРЕЙД ФРОММ ХАБЕРМАС ХАЙДЕГГЕР ХАОС ХРИСТИАНСТВО ЦЕННОСТЬ ЧААДАЕВ ЧАНЬ ЧЕЛОВЕК ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ШВЕЙЦЕР ШЕЛЕР ШЕЛЛИНГ ШЕСТОВ ШОПЕНГАУЭР ШПЕНГЛЕР ШПЕТ ЭВДЕМОНИЗМ ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ЭКЗЕГЕЗА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ ЭКОСОФИЯ ЭКУМЕНИЗМ ЭКХАРТ ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ЭМАНАЦИЯ ЭМПЕДОКЛ ЭМПИРИЗМ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЭНТЕЛЕХИЯ ЭПИКУРЕИЗМ ЭПИСТЕМА ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ЭРН ЭССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСХАТОЛОГИЯ ЭТИКА ЮМ ЮНГ ЮРОДИВЫЙ ЮСТИНИАН I ЯСПЕРС |
А -
Д Е - Л М - П Р - Т У - Я |