главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я

ЭРН Владимир Францевич ЭТО

ЭРН Владимир Францевич (1882–1917) – русский религиозный философ, взгляды которого сформировались под влиянием славянофилов, философии Вл. Соловьева, С. Н. Трубецкого. Э. опирался на идеи Платона и богословские традиции восточного христианства. Основные работы: «Борьба за логос», «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение», «Розмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии XIX столетия», «Философия Джоберти».

Основной мотив творчества философа, его «борьбы за логос» – осмысление западноевропейского рационализма, механизирующего человеческую жизнь, и попытка определения особенностей русской философии.

Ставя вопрос об истинном знании, Э. доказывает, что оно не определяется отношением субъекта к объекту. Напротив, наше мышление должно определяться истиной самой вещи. Если мы истинно воспринимаем предмет, то наши восприятия справедливы, поскольку мы вступаем в действительное отношение с истинным предметом. Следовательно, для истинного знания необходимо заранее предположить бытие предмета и его действительное отношение к познающему субъекту. Только в этой ситуации истина обнаруживает себя прежде всего как полновесность всего того, что есть. С точки зрения Э. западная рационалистическая философия с ее рассудочным, всё исчисляющим и препарирующим анализом схематизирует действительность, замыкаясь в пределах собственной мысли. Человек возводит в абсолют несовершенство собственной мысли, оказываясь тем самым в плену субъективизма. Европейская философия, утверждал Э., имея в виду идеи Беркли, Юма, Канта, Шеллинга, упразднила природу как живое бытие и превратила весь мир в схематизм безжизненных представлений. Потеря связи с бытием ведет к меонизму (от греч. me—on – не-сущее, ничто), к вере в ничто и к имперсонализму, обезличиванию, поскольку богатство живой личности для рационализма непостижимо.

«Рационализм, – пишет Э., – связан с механической точкой зрения, а последняя питает техническую промышленность и всё более механизирующийся склад жизни, отрывающийся от космических условий существования… Рационализм врывается всюду и нежные, живые, полные ноуменальной прелести цветы культуры топит в море бумажных мертвых цветов, изготавливаемых обездушенными людьми на бездушных машинах. Широкий поток цивилизации завладел всеми стихийными материалами и, завладевши, наделал бесчисленное множество цивилизованной дряни, а культура гибнет в подделках. Теперь ясно обозначилось, что культура против цивилизации, что их потоки текут в разные стороны». Так Э. задолго до Шпенглера приходит к идее противопоставления культуры и цивилизации. Неизбежный вывод из рационализма Запада – обездушивание человека, утрата бытия.

«Разум» европейского мышления и «разум» русской философской традиции – два разных понятия. Э. противопоставляет «Ratio» и Логос. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православной традиции, в свою очередь во многом опирающаяся на античность, кладет в основание всего Логос. «Ratio» есть чисто человеческое свойство. Логос, по Э., метафизичен и божествен; логос как разум, присутствующий в нас, есть луч, исходящий из Логоса божественного; познание истины силами логоса означает вместе с тем усвоение божественной силы, означает восхождение к Богу, к Истине, в котором и мысль, и существование образуют нераздельное единство.

По мнению Э., русской философии, тесно связанной с православием, присущ онтологизм, а не гносеологический идеализм западного рационализма. Логос имеет три аспекта, выраженные в трех сферах культуры: божественная сфера выражается в религии, подготавливающей волю к осуществлению морального блага; космическая сфера – в искусстве, цель которого заключается в том, чтобы раскрыть мир как единый в прекрасном; дискурсивно-логическая сфера выражается в философии, цель которой – понять мир как целое в единстве теоретического мышления. В отличие от рационализма, мышление в «логизме» не оторвано от цельного разума: оно содержит внутри самого себя существование, добродетель и красоту.

Русская философия, с точки зрения Э., представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным рационализмом и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом. Она является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных, тайных глубин космоса, конкретным и живым разумом.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от У до Я:
 
УТОПИЯ
ФАРАБИ
ФАТАЛИЗМ
ФЕДОРОВ
ФЕЙЕРАБЕНД
ФЕЙЕРБАХ
ФЕМИНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИХТЕ
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФРАНК
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРЕЙД
ФРОММ
ХАБЕРМАС
ХАЙДЕГГЕР
ХАОС
ХРИСТИАНСТВО
ЦЕННОСТЬ
ЧААДАЕВ
ЧАНЬ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
ШВЕЙЦЕР
ШЕЛЕР
ШЕЛЛИНГ
ШЕСТОВ
ШОПЕНГАУЭР
ШПЕНГЛЕР
ШПЕТ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭКЗЕГЕЗА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ
ЭКОСОФИЯ
ЭКУМЕНИЗМ
ЭКХАРТ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭМАНАЦИЯ
ЭМПЕДОКЛ
ЭМПИРИЗМ
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТЕЛЕХИЯ
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРН
ЭССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЮМ
ЮНГ
ЮРОДИВЫЙ
ЮСТИНИАН I
ЯСПЕРС
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я