главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я

ФЕЙЕРАБЕНД ЭТО

ФЕЙЕРАБЕНД Пауль (1924–1997) – американский философ, родился и долгое время жил в Австрии; представитель постпозитивизма; автор концепции «эпистемологического анархизма». Основные работы: «Против метода. Очерк анархистской теории познания», «Наука в свободном обществе», «Прощай, разум».

«Эпистемологический анархизм» Ф. отличается от анархизма как социально-политической доктрины. Политический анархизм отрицает вполне определенные социальные институты с целью реорганизации жизни общества в определенном направлении. Эпистемологический анархизм отрицает приверженность любой определенной программе в сфере науки; эпистемологический анархист не придерживается какой-то одной линии поведения: он может примкнуть на время к научному сообществу, но может и работать в одиночестве, может стать сторонником определенной идеи, но может выступить и в роли разрушителя; он не может себе позволить лишь отстаивание унифицированной формы поведения, унифицированной науки, унифицированных ценностей. Но эпистемологический анархизм Ф. имеет и социальный аспект. Ф. считает необходимым отделение науки от государства, как это произошло в большинстве обществ с религией. Необходимо уничтожить господство науки в деле народного образования, надо предоставить человеку право свободного выбора между наукой, религией, мифом.

Ф. сознательно выступает против классического образа познания. Классическая установка, по его мнению, заключается в следующем: «рационалистически упростить процесс познания, упрощая самих участников этого процесса, строго определить область исследования и отделить ее от остальной истории». Вместе с тем, полагает Ф., человеческие склонности, интересы, идеологические влияния играют более значительную роль в росте нашего познания и науки, чем обычно считают. Поскольку современные критерии научности, далекие от классической строгости, позволяют сосуществовать в одно время различным конкурирующим теориям, то следует отказаться от предрассудков классической познавательной доктрины, надо решиться сказать «всё дозволено», сделать науку открытым выражением человеческих склонностей, желаний, слабостей, открыто связать ее с жизненным миром.

Эту функцию должна взять на себя философия, которая, по мнению Ф., должна нейтрализовать пагубные тенденции к косности, нормативности науки. Философия должна связать науку со всей человеческой деятельностью, проблема внутренних и внешних факторов развития науки для нее бессмысленна, она есть результат той путаницы, которая возникла при интерпретации философии как строгой науки и философии как ненауки. Философия как свод твердых правил перестает быть философией. Подлинная «метафизика» – это осознание открытости любой теории, а не увековечивание ее положений. Изменение философских идей – не иррациональный процесс, это изменение жизненных установок, форм человеческой деятельности, выражением которых является философия.

Методологический плюрализм неклассической научной рациональности выражен Ф. в предельно заостренной форме в принципе несоизмеримости научных теорий. Поскольку каждая теория сама конструирует свои «факты», свой «эмпирический базис», то ни отвергнуть теорию, ни принять ее в качестве истинной в настоящее время невозможно. Научная деятельность из упорного стремления к одной-единственной истине превращается в деятельность, подобную художественной, «отражение», превращается в «самовыражение». Достоинство науки измеряется богатством и разнообразием научных теорий, сосуществующих «на равных». Так Ф. формулирует другой принцип эпистемологического анархизма – принцип «пролиферации» (англ. proliferation – количественный рост, распространение). Только такая мировоззренческая установка ученого способна сохранить творческое начало в науке. Ф. при обосновании своих идей ссылается на факты истории науки. Только кажущееся абсурдным предположение, разрушающее устоявшиеся научные методы, может стать основой революций в науке. Открытие Коперника, квантовая теория, волновая теория света смогли появиться только потому, что их создатели неосознанно встали на путь «эпистемологического анархизма».

Эпистемологический анархизм – не прямой призыв к вседозволенности в познании, это своего рода метафора, за которой скрывается критицизм как ведущая характеристика нового типа рациональности: «Зрелая наука объединяет две очень различные тенденции, которые часто бывают разделены, – традицию плюралистического философского критицизма и более практическую, которая развивает лишь потенции данного материала, не останавливаясь на проблемных ситуациях». Хотя Ф. и утверждает в духе критики современной культуры, что наука из отражения реальности должна превратиться в самовыражение человека, что ее осмысление должно содержать «приблизительные намеки, полезные правила, эвристические предположения, а не общие предписания», но его «иррационализм» не исключает методологической строгости. «Даже самые неуловимые настроения можно и должно анализировать, ведь любой поэт, который не погружен полностью в иррациональную стихию, сравнивает, опровергает, аргументирует… Не удивительно, что и в науке протекают те же процессы».

filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от У до Я:
 
УТОПИЯ
ФАРАБИ
ФАТАЛИЗМ
ФЕДОРОВ
ФЕЙЕРАБЕНД
ФЕЙЕРБАХ
ФЕМИНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИХТЕ
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФРАНК
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРЕЙД
ФРОММ
ХАБЕРМАС
ХАЙДЕГГЕР
ХАОС
ХРИСТИАНСТВО
ЦЕННОСТЬ
ЧААДАЕВ
ЧАНЬ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
ШВЕЙЦЕР
ШЕЛЕР
ШЕЛЛИНГ
ШЕСТОВ
ШОПЕНГАУЭР
ШПЕНГЛЕР
ШПЕТ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭКЗЕГЕЗА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ
ЭКОСОФИЯ
ЭКУМЕНИЗМ
ЭКХАРТ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭМАНАЦИЯ
ЭМПЕДОКЛ
ЭМПИРИЗМ
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТЕЛЕХИЯ
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРН
ЭССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЮМ
ЮНГ
ЮРОДИВЫЙ
ЮСТИНИАН I
ЯСПЕРС
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я