главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я

ФРЕЙД Зигмунд ЭТО

ФРЕЙД Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач, психолог, мыслитель, основатель психоанализа. Основные сочинения: «Толкование сновидений», «Психопатология повседневной жизни», «Три эссе о сексуальной теории», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии» и др.

Ф. прославился открытием сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальное поведение человека психическими процессами. Психология и философия традиционно говорили о сознании, которое подчиняет действие заранее продуманной цели. Эксперименты Ф. показывали обратное: человек «не предусмотрителен, а послеосмотрителен»; он неумышленно рационализирует, оправдывает свои неосознаваемые побуждения, которые движут им, однако в сознании не получают адекватной проекции. Ключ к тайнам душевной жизни надо искать не в сознании, а в психологии бессознательного. Квинтэссенция фрейдовской теории заключена в понятии «метапсихология», которая, по словам Ф., занимает промежуточное положение между философией и медициной. Свойства бессознательного и логически, и хронологически специфичны: они не подвержены времени, не чувствительны к противоречию.

Стимулом к разработке психологической концепции Ф. послужили опыты И. Брейера и Ж. М. Шарко, которые разрабатывали метод лечения неврозов, основанный на вскрытии бессознательных психических травм с помощью гипноза. В 1894 г. Ф. совместно с Брейером опубликовал «Исследование по истерии», где неврозы получили истолкование не в качестве обычных заболеваний, но скорее как порождение общечеловеческих конфликтов и жизненных трудностей, принявших лишь более острые клинические формы. Невроз в конечном счете связывался с проблемой самовыражения личности и нарушения ее идентичности. Позже Ф. отверг гипноз. Механизм истерии – в блокировании сознательным «Я» импульсов и вытеснении их в сферу бессознательного. Исходя из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий (ошибки речи, письма, памяти), Ф. приходит к понятию бессознательного, которое в его теории стало глубинной реальностью и основой психического.

Новым этапом в развитии учения явилась теория психосексуального развития, согласно которой за инстинктами самосохранения следуют сексуальные влечения, обладающие способностью к трансформации, порождающей наиболее богатую психодинамику. Подавленное и вытесненное «либидо» – энергия сексуального влечения – является причиной порой безобидных, а порой патологических реакций, приобретающих характер психоневроза. Расшифровку сексуальных влечений по свободным от контроля со стороны сознания ассоциациям своих пациентов Ф. назвал психоанализом. В отличие от инстинкта самосохранения, сексуальные влечения не требуют непосредственного обладания объектом, который может замещаться другим, внесексуальным объектом в процессе сублимации (переключения энергии сексуального влечения на позитивную деятельность). Принцип сведения отношений между сознанием и бессознательным к сексуальному влечению явился причиной споров о степени научности теории Ф., не утихающих до сих пор. Споры обострились, когда Ф. прибавил к идее могущества сексуальности темы Эдипова комплекса, Танатоса (тяготение к уничтожению, направленное либо вовне, либо на самого себя), антагонизма индивидуальных стремлений и целей культуры, религии как проекции вовне своих бессознательных побуждений и влечений.

Ф. пришел к выводу, согласно которому пространство психики включает три инстанции: бессознательное, предсознательное, сознание. Бессознательное представляет тайную и самую важную сторону внутренней жизни индивида. В нем сосредоточены унаследованные психические образования, «аналогичные инстинкту животных», к тому же тесно связанные с сексуальностью, а также всё то, что было вытеснено в течение жизни индивида «как недопустимое по своей природе», а по сути «ничем не отличающееся от унаследованного». Сознание представляет собой нечто вроде проводника между внешним миром и внутренней жизнью. Предсознательное является посредником между сознанием (окном во внешний мир) и бессознательным. Если деятельность бессознательного подчинена «принципу удовольствия», то предсознательное руководствуется «принципом реальности». Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется асоциальным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное.

Сочинения 20–30-х годов («Психология масс и анализ человеческого «Я»», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой», «Новые вводные лекции в психоанализ») носят итоговый характер. Теория личности Ф. находит свое завершение в том виде, в каком она получила распространение и стала основой для более поздних представителей психоанализа. Пространство психики приобрело иную структуру: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Сознательное «Я» (Ego) является как бы полем борьбы двух сил: «Оно» (Id), исходящего из биологической сферы влечений, и «Сверх-Я» (Super Ego), установок общества. К содержанию «Оно» относится заданное конституцией, унаследованное, врожденное, «происходящее в первую очередь из телесной организации влечений». В «Сверх-Я» как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей – их требования, запреты семьи, воспитателей, установления социума и народных традиций. Отсюда для «Я» опасны и «Сверх-Я» (механизмы подчинения индивида обществу), и импульсы «Оно».

Сознательное «Я» переживает свое настоящее под углом зрения собственного будущего, но переживает в зависимости от собственного прошлого и от заданных обществом прошлых координат видения реальности. Чтобы понять нынешние трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться от настоящего к ранним этапам его жизни, к детству, к ранним этапам человеческой культуры, сформировавшей сегодняшние невротические институты, верования, традиции. Смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом. Онтогенез (индивидуальное развитие) есть повторение филогенеза (этапов исторического развития) – такова важнейшая предпосылка фрейдовской антропологии, философии культуры и истории.

Расширяя сферу применения психоанализа. Ф. распространяет его принципы на всю человеческую культуру вплоть до истолкования религии как специфической формы коллективного невроза. Основная функция культуры заключается в обеспечении совместной жизнедеятельности путем ограничения асоциальных влечений и предоставления «запасных выходов» для подавленных, вытесненных желаний. Так появляется термин «репрессивность культуры». Социализация человека состоит в отказе от попыток непосредственного удовлетворения стремлений. Человек, всё больше ограничивая свое «естество», реализует влечения обходными путями, облекая их в культурные формы. Сублимация – центральное понятие в психоаналитической трактовке культуры, которая рассматривается Ф. как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности.

В учении Ф. выделены также два плана, два уровня бытия психики – индивидуальное бессознательное «человека толпы», подчиненное непроницаемым для него самого психическим механизмам, и «массовая психика», в которой общность социальных интересов камуфлирует более глубоко лежащие влечения. Возможность исследования массовой психики, коллективного бессознательного стимулировали индивидуальные направления творческого поиска учениками и последователями Ф
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от У до Я:
 
УТОПИЯ
ФАРАБИ
ФАТАЛИЗМ
ФЕДОРОВ
ФЕЙЕРАБЕНД
ФЕЙЕРБАХ
ФЕМИНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИХТЕ
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФРАНК
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРЕЙД
ФРОММ
ХАБЕРМАС
ХАЙДЕГГЕР
ХАОС
ХРИСТИАНСТВО
ЦЕННОСТЬ
ЧААДАЕВ
ЧАНЬ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
ШВЕЙЦЕР
ШЕЛЕР
ШЕЛЛИНГ
ШЕСТОВ
ШОПЕНГАУЭР
ШПЕНГЛЕР
ШПЕТ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭКЗЕГЕЗА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ
ЭКОСОФИЯ
ЭКУМЕНИЗМ
ЭКХАРТ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭМАНАЦИЯ
ЭМПЕДОКЛ
ЭМПИРИЗМ
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТЕЛЕХИЯ
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРН
ЭССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЮМ
ЮНГ
ЮРОДИВЫЙ
ЮСТИНИАН I
ЯСПЕРС
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я