главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ЭТО

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – раздел философии, в котором рассматриваются проблемы направленности исторического процесса, его исходных оснований, движущих сил, смысла и цели истории, критериев периодизации. В Ф. И. рассматривается также ряд вопросов, связанных с особенностью истории как теоретической дисциплины.

В прошлом существовало несколько подходов к изучению человеческой истории. Вольтер рассматривал историю в качестве арены, предоставленной «грабежам и разбоям», где правят произвол и воображение. История – это хаос человеческих поступков, импульсивных действий. Среди просветителей XVIII в. был широко распространен натуралистический подход к пониманию истории. Неизменная природа человека (стремление к счастью, самосохранению, способность мыслить и т. п.) лежит в основе всех исторических изменений. Все типы общественных отношений колеблются вокруг этой «субстанции» истории, то искажая ее, то приближаясь к ней. Правильно понятая природа человека становится основой переустройства общества. Ш. Монтескье видел «субстанцию» истории не в человеческой природе, но в физических предпосылках существования общества – в климате, почве, географическом положении. И. Тэн главные причины движения истории усматривал в различии рас, среды, эпох. Различные комбинации этих трех факторов могут объяснить любое историческое событие. Порок и добродетель – это такие же продукты, как купорос и сахар, они возникли в результате сочетания трех всеобъемлющих и неизменных причин, напору которых уступают любые случайности.

Существовали теории, которые рассматривали историю как поступательный процесс развертывания божественного замысла (Дж. Вико, Гегель) либо действия объективных законов, отличных от природных, поскольку они проявлялись только через человеческие поступки, помыслы.

В конце XIX – начале XX в. история стала рассматриваться в качестве арены, на которой разыгрывается драма человеческой свободы, что стало возможным только после признания неразрывной связи истории и мира человеческих ценностей. Одно из ведущих течений философской мысли этого периода – так называемый «историцизм». У истоков его стоит В. Дильтей, который обратил внимание на то, что историческая реальность определяет особые, неповторимые особенности исторического знания. Понимание как основной метод исторического познания коренным образом отличается от объяснения, применяемого в познании природы. Существует также и обратное воздействие: знание истории оказывает влияние на реальный ход исторических событий. Как писал другой представитель историцизма, Э. Кассирер, понятие истории двусмысленно. С одной стороны, история – это собрание фактов, событий, деяний прошлого. С другой – это наши воспоминания и наше отношение к этим событиям, это часть нашего настоящего, протянутая в прошлое. История в этом смысле – это вечное воскрешение человеческой памяти, это способ представить человеческую жизнь как осмысленное и связанное целое, протяженное во времени. Историк – не повествователь, а интерпретатор, он подобен атланту, который держит на плечах прошлое человечества. Если это прошлое «упадет» и рассыплется в прах, погрузится в забвение – человеческая жизнь утратит целостность, превратится в набор бессвязных эпизодов.

Историцизм не был однородным течением. В нем выделилось «методологическое» направление, представленное неокантианством и занимавшееся особенностями исторического познания, в отличие от естественнонаучного. «Науки о природе» отличались от «наук о культуре» прежде всего способом образования понятий: ученый-естественник обобщает, отвлекаясь от индивидуального, историк апеллирует к неповторимому, использует не генерализирующий, но индивидуализирующий метод. Общее также существует в истории, считали неокантианцы, но существует особым образом, и изучать его также надо особыми методами. Один из таких методов – метод «отнесения к ценности». Люди как социальные субъекты, наделенные волей, сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Но цели эти не произвольны, они направляются миром абсолютных значимостей, культурных ценностей (ценностями добра, красоты, истины, справедливости и т. п.). Эти ценности не существуют в мире, они не доступны нашему опыту, как бы подвешены над нами, они «значат для нас». Человек с ними сообразует свои поступки, воплощает ценности в культурные объекты. Ткань истории предстает как переплетение индивидуальных воль, освященных ценностями-целями. Изучение этого мира культурных форм, на которые человек ориентирует свое поведение, и есть одна из задач историка.

Другая линия историцизма, крайне неоднородная, была связана с попыткой представить модели самого исторического процесса, оценить его единство и многообразие, проникнуть в суть исторической преемственности, решить проблему «смысла истории». Ответы на эти вопросы разделили исследователей на стронников так называемой эволюционистской, стадиальной (или прогрессистской) парадигмы и релятивистской (концепции культурных циклов, культурной самобытности, локальных цивилизаций). Эти две традиции уходят своими корнями в далекое прошлое.

В греческой философской мысли история рассматривалась как циклический процесс. Всё в мире повторяется. Историк, по словам Геродота, должен бороться со временем и вызволить из-под его власти всё возможное. Историк – как бы часть одушевленного космического целого, историческое «воспоминание» становится основой реального воспроизведения прошлого, его «слово» оборачивается «делом» истории; историк становится магом, владеющим временем. Повторение исторических событий – залог их вечного существования.

Для христианского миросозерцания характерно противопоставление вечности и времени, трансцендентного (запредельного) и имманентного (внутренне присущего миру), Бога и мира. Христианская вера как бы обесценивает историю как исключительно связь событий во времени, ибо не в ней, а за ее пределами находится смысл человеческого существования. С другой стороны, человеческое земное существование наполнено символами (вехами истории) сотворения мира, первородного греха, искупления, второго пришествия Христа и явленного в нем спасения. Только в результате осуществления всех этапов земного бытия человека с помощью церкви реализуется конечная цель истории – спасение каждого человека, слияние времени и вечности.

С точки зрения «прогрессистской» концепции, человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому движение человеческой истории – единый процесс и идет от простого к сложному, подчиняется единому ритму. Единство это может быть обусловлено природными причинами (О. Конт, Г. Спенсер), может восходить к единой сверхприродной основе (Гегель), может проистекать из того первоначального взаимодействия природы и нарождающейся социальности, которое затем развертывается в содержательно и структурно единые стадии исторического процесса (марксизм).

В XX в. получили распространение концепции, сторонники которых видят определяющие факторы единства исторического процесса в развитии науки и техники (технологический детерминизм). В первой половине XX в. данный подход был реализован в Ф. И. неогегельянства. Проблема истории стояла в центре внимания одного из представителей этого направления – Р. Коллингвуда. С его точки зрения, вся история есть история мысли, иерархия форм духовной активности. Абсолют – это историческое сознание, опредмечиванием которого является собственно событийная ткань истории, историческое бытие. Основное направление развития сознания – постепенная «победа над воображением». Этапы этого движения: художественный образ, религиозный символ, научная система природы, историческая картина прошлого, рисуемая в исторической науке. Историческое знание – высшая форма знания, которая преодолевает, «снимает» и иррациональную «фактичность», и абстракцию выведения всеобщих законов. Формирование исторического сознания есть одновременно и преобразование бытия.

С точки зрения сторонников исторического релятивизма, единство истории – фикция; не существует одинаковых для всех народов закономерностей, каждая человеческая общность уникальна. У истоков этой концепции стоит теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Наиболее последовательно ее воплотил в своем труде, получившем широкую известность, О. Шпенглер. Идеи исторического релятивизма нашли воплощение в национальных моделях развития, концепциях культурно-национальной самобытности (Л. Сенгор, Ф. Фаннон и др.). Последователем Шпенглера был А. Тойнби. Вместе с тем Тойнби стремился преодолеть абсолютную замкнутость культурных монад. Попыткой разрешить противоречия между идеями исторического прогресса и исторической самобытности является концепция истории К. Ясперса. Современные социально-политические концепции глобализации также являются своеобразным «ответом» на теоретические и практические противоречия, возникающие в современном историческом процессе и его осмыслении.

filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от У до Я:
 
УТОПИЯ
ФАРАБИ
ФАТАЛИЗМ
ФЕДОРОВ
ФЕЙЕРАБЕНД
ФЕЙЕРБАХ
ФЕМИНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИХТЕ
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФРАНК
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРЕЙД
ФРОММ
ХАБЕРМАС
ХАЙДЕГГЕР
ХАОС
ХРИСТИАНСТВО
ЦЕННОСТЬ
ЧААДАЕВ
ЧАНЬ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
ШВЕЙЦЕР
ШЕЛЕР
ШЕЛЛИНГ
ШЕСТОВ
ШОПЕНГАУЭР
ШПЕНГЛЕР
ШПЕТ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭКЗЕГЕЗА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ
ЭКОСОФИЯ
ЭКУМЕНИЗМ
ЭКХАРТ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭМАНАЦИЯ
ЭМПЕДОКЛ
ЭМПИРИЗМ
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТЕЛЕХИЯ
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРН
ЭССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЮМ
ЮНГ
ЮРОДИВЫЙ
ЮСТИНИАН I
ЯСПЕРС
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я