главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

РУССКАЯ ИДЕЯ ЭТО

РУССКАЯ ИДЕЯ – понятие, введенное Вл. Соловьевым в 1888 г. Содержание понятия «Р. И.» представляет собой философско-религиозно-политический синтез, который необходим в качестве базиса для решения проблемы определения «смысла существования России во всемирной истории».

Для Соловьева были неприемлемы социально-религиозные, национально-политические идеи русского мессианизма славянофилов, «представителей России прошлого»; сторонников «официозной России настоящего» и «нигилистов», выдвигающих проекты беспочвенного будущего России. Он выдвинул идею религиозно-творческого, культурно-политического лидерства России в истории.

Понятие «Р. И.», считал Соловьев, должно быть освобождено от христианско-национального партикуляризма. Р. И. – это противопоставление «христианства социального» в широком смысле – христианству политизированному. «Истинное» христианство для Соловьева есть синтез всех религий. Если для христианина «роковой необходимостью» является быть существом моральным, то и для любого народа «истинной национальной идеей» становится выполнение «органической функции» в общей жизни человечества. «Смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве». Соловьев «сжимает» всю социально-политическую проблематику национальной жизни до «социального организма как морального существа», смысл существования которого подчинен сверхличному человечеству как «живому телу Христа».

Решение национального вопроса неотделимо от философско-религиозной концепции Соловьева. Путь к человечеству требует соответствующей организации самой церкви, которая должна быть кафолической, вселенской. Критикуя обособленность христианских конфессий, Соловьев выделяет три принципа вселенской церкви: традиция (предание), авторитет, свобода. Принцип традиции типичен для православной церкви, авторитета или власти – для римской, католической, свободы – для протестантской. Все церкви являются отклонением от полноты христианства, и только вселенская церковь во главе с Первосвященником может объединить эти принципы воедино, а всё человечество – в единый всеобщий богочеловеческий организм. Человеческий элемент в этом единстве находит свое коллективное выражение в форме христианского государства.

Упрекая русскую церковь в забвении своего общественного призвания, Соловьев продолжает верить в универсальное предназначение русского царя. Проповедуя союз Верховного Первосвященника со светской властью, Соловьев считает, что так появится вселенская «третья и последняя империя» – после империй Константина и Карла Великого. В теократическом синтезе важнейшим элементом являются «пророки, которые творят свободно и вдохновенно социально важное, прогрессивное. Преображение мира, приближающегося к «свободной теократии», является и целью, и средством. Главным в богословско-философском синтезе Соловьева становится творчество, «цельная эстетика» как «настоящее орудие Грядущего Бога».

Из религиозного философа, взявшегося наметить контуры будущего «интернационального общества как идеала совершенного единства, вселенского братства», Соловьев превращается в эстетика-художника, вдохновенного поэта, вводящего всё существующее в «формы красоты» идеального универсального общества, тождественного Царству Божию – цели истории, достижимой лишь за временными рамками истории. Своеобразие Р. И. Соловьева состоит в том, что она у него перерастает этнические, национальные рамки и в конечном счете становится сверхнациональной идеей «всечеловечества».

В дальнейшем Р. И. выходит за рамки религиозно-эстетического синтеза, «заданного» Соловьевым. В работах Е. Трубецкого, Вяч. Иванова. В. Розанова, Л. Карсавина, И. Ильина, Н. Бердяева Р. И. становится религиозно-философским символом христианского универсализма и русской духовности, «внятной» всем векам и всем народам.

Наконец, понятие «Р. И.» всё чаще используется для обозначения вполне определенных, исторически конкретных культурно-политических, экономических, эстетических, нравственных тенденций в развитии и функционировании национальной культуры. Реально они проявляют себя как назревшие проблемы социальной жизни, как «болевые» точки соприкосновения общества и государства, нравственности и права, личности и общества, национального и общечеловеческого. В этом смысле Р. И. как философема национальной жизни не сводится ни к религиозно-эсхатологическому аспекту, ни к мессианскому призванию России, ни к специфике национального характера. Р. И. – это попытка дать окончательный ответ на чисто русские, идущие из глубины веков вопросы «кто виноват?» и «что делать?» в проектах будущей, более органичной человеку повседневности, в государственно-политической, социально-правовой, экономической, культурно-эстетической и религиозной сферах жизни.

Те или иные аспекты Р. И., корни которой лежат в XIX в., проявляются в реальных социальных реформах, политологических конструкциях, «перестройке» государственных структур современной российской действительности. На этом пути Р. И. окончательно утрачивает свое философское содержание. Размываясь в потоке сегодняшних проблем общества, она становится мифологемой, субъективно призванной компенсировать постоянные катаклизмы национальной жизни, зачастую отливаясь при этом в формы антирациональной болезненной исключительности.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т