главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

РОЗАНОВ Василий Васильевич ЭТО

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856–1919) – русский философ и публицист. В литературных кругах его называли «русским Ницше». Своеобразно развивая идеи славянофилов, стремился вернуть историю и современность к «почве», к эмпирической полноте и духовной глубине национальной жизни русского народа. У Р. «почва» означает близость к творческой силе мира – к полу, семье, к рождению новой жизни как источникам творческого вдохновения, духовного здоровья и исторической мощи народа. Исходя из этого Р. критикует современность и защищает «естественное» устроение жизни на русской «почве». Сочинения Р. напрочь лишены систематического характера; в них порой нет даже простой последовательности изложения; он интуитивен и «программно» субъективен. Но интуиция мыслителя схватывает суть происходящего в жизни общества и современной культуре. Сам он так характеризует свои писания: «Вывороченные шпалы. Песок. Камень. Что это – ремонт мостовой? Нет, это сочинения Розанова. И по рельсам несется уверенно экспресс».

Первая и единственная работа Р., посвященная чисто философским вопросам, – «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886). Автор задается целью исследовать природу, границы и структуру науки, развивает учение о познании и познающем, касается вопроса о соотношении науки, природы человека и его социальности. Впервые в истории русской философии «понимание» обосновывается как философская категория, связанная с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления. Труд Р. оказался незамеченным и неоцененным. В рецензии на книгу проблема понимания была названа «просто логическим абсурдом». По словам Р., провал книги вынудил его «перестраивать мозги» и учиться писать публицистику. Позднейшие выступления и публикации нередко имели успех скандала. Славу ему принесли книги «В мире неясного и нерешенного», «Около церковных стен», «Темный лик: метафизика христианства» (по признанию Р., главный труд жизни), «Уединенное», «Литературные изгнанники», «Опавшие листья», «Апокалипсис нашего времени».

Основные темы философии Р.: человек и его судьба в мире, духовность и безнравственность современной жизни, религия и христианство, Европа и Россия, Родина и революция. Он постоянно обращается к темам, ранее считавшимся недостойными внимания. «Я ввел в литературу, – писал Р., – самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки быта», ибо «смысл жизни – не в Вечном, но – в Мгновениях, из которых оно, это Вечное, складывается».

Сохранение вечности предполагает благоговение перед человеческой жизнью. Однако технический прогресс, абсолютизация его возможностей привели к тому, что человека теперь нет. Вместо него возникла «техническая душа», наделенная лишь «механизмом творчества, но без творческого вдохновения». Усиливающаяся стандартизация, политизация жизни привели к тому, что все культурные ориентиры и ценности превратились в «шаблон, схему и фразу». В этом Р. усматривает «суть нашего времени», которую называет словом «кабак», где внешне всё благопристойно, но по сути абсолютно безнравственно. «Вся цивилизация XIX века, – считает Р., – есть медленное, неодолимое и, наконец, восторжествовавшее просачивание всюду кабака. Кабак просочился в политику… Кабак прошел в книгопечатание… газеты заняли господствующее положение в печати, а литература – почти исчезла. Кабак просочился и в «милое хозяйство»… это банк, министерство финансов и социализм… Кабак просочился в труд: это фабрика и техника… И сущность XIX века заключается в оставлении Богом человека». Чтобы «дух человеческий» не утратил окончательно импульса к собственному развитию, необходимы деполитизация, деидеологизация всех форм человеческой деятельности, и прежде всего – отказ от «добропорядочной морали, мещанской добродетели века Разума».

Р. мечется между Ветхим Заветом (идеей священного царства на земле, патриархальным бытом, заботой о человеке, любовью к семейной жизни) и Благой вестью об искуплении, призывами к святости, скорби и аскетизму в Новом Завете. Библия и Евангелие по Р. есть, соответственно, «религия жизни» и «религия смерти». Питая антипатию ко всякому догматизму, и прежде всего к «доскообразной догматике» богословия, Р. защищает свободное, самодовлеющее творчество. Поэтому в поисках «светлой религии» он отдает свои симпатии языческому культу плоти, культу чувственной радости как источнику всякого вдохновения. В конце жизни Р. критикует историческое христианство с его официальной моралью во имя утверждения новой системы нравственных ценностей, помогающей идти к достижению идеалов построения культуры в духе православия, способствующего развитию творческого начала во всех сферах человеческой деятельности. «Христианский имморализм» Р. оказал значительное влияние на творчество Д. С. Мережковского.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т