главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia) ЭТО

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia – сущность, лежащее в основе) – одна из фундаментальных философских категорий, несущая в себе два взаимосвязанных смысловых оттенка. Во-первых, С. – это нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то, что существует само по себе, независимо от внешних влияний. Во-вторых, С. – первооснова, определяющая существование других вещей. Аристотель придал понятию С. категориальный статус, определив ее как то, что существует благодаря себе и в самом себе. С. в этом смысле является каждая единичная вещь в ее существенных характеристиках.

Противоречивость, двойственность понятия С. выяснилась уже в Новое время: неименная автономная сущность, отличная от изменчивого мира вещей, инициирует мир изменчивости и многообразия. Декарт открыто говорит о понятии Бога как субстанции, как необходимом для обоснования человеческой познавательной деятельности. Он говорит не о тайне Божественного бытия, но лишь об идее Бога-субстанции, необходимой для создания эффективного метода познания. Понятие субстанции становится своего рода «философской фикцией». Для Спинозы понятие С. становится аксиомой, из которой с логической необходимостью вытекает мир «вечных следствий» – единичных вещей-модусов. Для философов, ориентированных на опытное знание (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли) практически нет нужды в использовании данного понятия вообще, это та ненужная «подпорка», без которой знание, опирающееся только на опыт, вполне может обойтись. В философии И. Канта идея С. приобретает открыто регулятивный характер. Для него это условие «синтетического единства восприятий».

Гносеологизация понятия С. привела к исключению из ее содержания ряда признаков, прежде всего ее характеристики как порождающего начала, причины всего существующего. В марксизме присутствуют две тенденции отношения к понятию С. В. И. Ленин предельно заострил гносеологическое понимание материи как С.; Ф. Энгельс сохранил идею С. как порождающего начала, построив на этой идее свою классификацию форм движения материи. Нарастание субъективистской тенденции в философии привело к тому, что человек стал рассматриваться в качестве исходного пункта переустройства мира, человек взял на себя все функции С., находя опору лишь в себе самом (Ф. Ницше).

В современной философии наблюдается процесс десубстанциализации, категория С. уходит с философской арены. Человек, стоящий в центре современной философии, не рассматривается как пассивное порождение первоначала, но и не является замкнутой в себе «самостью», произвольно конструирующей свой внутренний мир. Человек – это место столкновения конечного с бесконечным. Философия может лишь исследовать человеческие формы жизни и мысли (историю, язык, искусство, религию и т. п.), обнаруживая в них «зов бытия» (Н. Гартман, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.).

СУБСТРАТ (лат. substratum – основа, «подстилка») – носитель свойств предмета; элементарное образование, взаимодействие которого с себе подобными определяет свойства рассматриваемого предмета. Таким С. в различных философских школах могут выступать атомы, особые «элементы мира» (эмпириокритицизм), «энергии». В данном случае понятие С. близко понятию субстанции. Вместе с тем понятие С. часто используют не в философском, а в специально-научном контексте. В физике С. являются атомы, элементарные частицы, поля; в биологии – нуклеиновые кислоты; применительно к обществу можно говорить о человеке как носителе всех особенностей социума. В специальном контексте С. не тождествен субстанции, он является неизменным носителем свойств только по отношению к исследуемой системе.

filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т