главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

РЕЛЯТИВИЗМ ЭТО

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus – относительный) – признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопоставляется в Р. абсолютному, необусловленному.

Р. выступает в различных формах. Он может быть «онтологическим»: мир изменчив, в нем нет ничего устойчивого, всё связано со всем, всё меняется относительно предыдущего этапа (софисты, античные скептики, отчасти современный прагматизм).

Р. «гносеологический» – наиболее распространенная форма. Он связан с невозможностью найти абсолютные основы познания. Наше познание соотносится с человеком, его желаниями, страстями, устройством органов чувств, «человек – мера всех вещей». Помимо «протагоровского сознания», помимо теории познания софистов, элементы Р. присутствовали в учениях Беркли и Юма, в теории познания Канта и др. В современной методологии и философии науки существует «методологический Р.» – принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений («эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда). Р. может быть «этическим» (у каждого – «своя» мораль); «эстетическим» («суждения вкуса» не являются всеобщими); «историческим» (теория О. Шпенглера).

Р. не следует путать с релятивностью как свойством человеческого существования. Относительное – это всегда соотнесенное с чем-то: с предметным миром, с человеком, с космосом, с природной средой, с другой культурой. Человек живет в мире обусловленного и конечного, в мире причин и следствий, функциональных зависимостей. Все попытки подойти с рациональными мерками к понятиям «абсолютного добра», «абсолютной истины», «абсолютной красоты» не привели к успеху; эти понятия «безосновны», их нельзя разложить на смысловые составляющие, это скорее символы другого мира.

Пытаясь определить смысл исходных философских категорий, человеческое мышление вынуждено порождать, конструировать реальность, соотносимую с содержанием исследуемой категории. Так рядом с добром неизбежно появляется зло, с истиной – ложь, рядом с понятием бытия – «ничто». Так появляется диалектика как попытка через относительное, «соотносительное» представить абсолютное. Вся человеческая деятельность, наука, политика лежит между полюсами этих бинарных оппозиций. Мифологическое сознание, эстетическая ирония разом перепрыгивают через эту пропасть, рассматривая два полюса лишь как человеческий способ символизации Абсолютного, но не в качестве условий практической задачи, которую надо решить
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т