главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

СКЕПТИЦИЗМ ЭТО

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos – рассматривающий) – признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. С. может выступать в форме античного С., «пирронизма», с его тезисом воздержания от суждений всякого рода или же признанием возможности достижения только правдоподобного знания – в форме особой, цельной жизненно-ориентирующей философии. С. может быть одним из аспектов философских учений или внешней формой выражения. В средневековой философии С. не касается центрального положения доктрины – бытия Бога, однако является необходимой формой отношения человека к себе, к возможностям собственного познания. Само существование человека в его ограниченности, «человечности» удостоверяется его ошибками и сомнением.

М. Монтень, представитель позднего Возрождения, делает С. средством не столько познания, сколько формой, в которую он облекает свои переживания, сопровождающие процесс познания и самопонимания. Для представителей философии Нового времени, прежде всего для Р. Декарта, С. в форме методического «универсального сомнения» составляет средство утверждения разума в своих основах. Постепенно С. из критики возможностей познания вообще превращается в критику познавательных возможностей разума, рационального познания, расчищая путь философии жизни, интуитивизму, экзистенциализму. Суть скептического мироощущения точно выразил Д. Юм: «Убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом всей философии; этот результат на каждом шагу вновь встречается нам, вопреки всем нашим усилиям уклониться от него или его избежать».

С. в современной философии приобретает форму критицизма. И. Канта можно назвать первым философом, осознанно ставшим на его позиции. Критицизм – крайне сложное понятие, коротко можно определить его суть как «неприятие безусловного». Критицизм становится общей характеристикой познания, которое не занимается «переоценкой ценностей», но открывает те способы, с помощью которых для нас существует любое, самое фантастическое явление. Он не ищет общего основания для всех многообразных духовных феноменов, а пытается выяснить собственное основание для каждого класса явлений. Критицизм всегда начинает с вопроса «как возможно?» (искусство, наука, человек, Бог, смерть, бессмертие, свобода). Он ничего не отвергает и ничего не навязывает, он сопоставляет и анализирует без заранее установленного масштаба. Раскрывая человеку основы его собственной познавательной активности, он оставляет ему возможность выбора. В философии критицизм существует в различных конкретных формах (эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм).


СКЕПТИЦИЗМ АНТИЧНЫЙ – направление эллинистической философии. С. А. был основан Пирроном в IV в. до н. э., просуществовал до III в. н. э. Скептики одно время стояли во главе платоновской Академии. Видный представитель позднего С. А. – Секст Эмпирик.

Идеалом для скептиков являются невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых – смерть (абсолютный покой). Главный противник человека, ищущего покоя, – не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание – разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны.

Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен, Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигаем основной «выгоды» – покоя. Таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии. Образ такого безмятежного, немыслящего человека, плывущего по течению, только отдаленно напоминает человека. Однако скептики сами внесли определенный вклад в изучение познавательной деятельности. В русле С. А. разрабатывались идеи вероятностного характера наших знаний, анализировался ряд логических процедур.

С. А. следует отличать от скептицизма в более широком понимании – как аспекта самых разнообразных философских учений.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т