главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т

СЕН-СИМОН Клод Анри ЭТО

СЕН-СИМОН Клод Анри (1760–1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Основные труды, принесшие ему мировую славу: «О реорганизации европейского общества», «Индустрия», «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». В учении С.-С. значительное место занимают размышления о роли науки в истории общества, о механизмах общественного развития; проблема прогресса, его ступеней, критериев; утопические планы создания общественного строя как «промышленной системы». Разделяя взгляды французских материалистов, С.-С. критикует деизм и идеализм, противопоставляя им «физицизм», то есть научное изучение природы и окружающего мира.

«Социальный физицизм» С.-С. построен на идее распространения законов природы и на общество. Одна из тем его социальной теории – идея исторической закономерности. В истории действует закон «нелинейного» прогресса. Пока общество развивается на устойчивом основании некогда установленных идейных принципов и форм собственности – оно «органично». Как только в сфере идей, ценностей появляются признаки неустойчивости, общество вступает в «критическую» фазу развития, ведущую в конце концов к построению более высокого общественного строя. С.-С. впервые в истории социальной мысли рассматривает общество как закономерно развивающийся целостный организм. Прогресс, по мысли философа, есть поступательное движение человечества от низших форм к высшим, ориентирующимся на позитивное, то есть научное знание. С XV в. общество постепенно переходит от феодально-сословного строя и господства теологии к научному мировоззрению, носителями которого являются «ученые, умеющие предсказывать будущее» и предприниматели-промышленники, которые могут эффективно решать острые социальные проблемы.

Французская революция была закономерным этапом в утверждении нового, но она уклонилась от «правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии». Пока люди нуждаются, они не могут быть счастливы, поэтому общество нуждается в «науке-политике», «цель которой – порядок наиболее благоприятных для всех типов производства условий. Политика… есть наука о производстве, которую нельзя оставлять на произвол». Эта идея С.-С. лежит в основе его утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Общество будущего основано на научно и планово организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве, на введении обязательного для всех производительного труда, равных возможностях применения своих способностей, распределении «по способностям». С. видел необходимость в постепенном утверждении всемирной ассоциации народов, выдвинул идею всеобщего мира и стирания национальных границ.

В своем последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. дополняет концепцию «промышленной системы» идеей необходимости обращения к христианству с его всеобщим братством, завещанным Богом людям. Учение С.-С. оказало значительное влияние на утверждение идей позитивизма, на передовую общественную мысль, в частности на развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от Р до Т:
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ
РЕЛИГИЯ
РЕЛЯТИВИЗМ
РИККЕРТ
РИМСКИЙ КЛУБ
РОЗАНОВ
РОМАНТИЗМ
РУССКАЯ ИДЕЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССО
САМОСОЗНАНИЕ
САРТР
СВОБОДА
СЕН-СИМОН
СЕНСУАЛИЗМ
СИМВОЛ
СИМУЛЯКР
СИНЕРГЕТИКА
СИНЕРГИЯ
СКЕПТИЦИЗМ
СКОВОРОДА
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СМЕРТЬ
СОБОРНОСТЬ
СОЗНАНИЕ
СОКРАТ
СОКРАТИКИ
СОЛОВЬЕВ
СОРОКИН
СОФИСТЫ
СОЦИОБИОЛОГИЯ
СПЕНСЕР
СПИНОЗА
СПИРИТУАЛИЗМ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СРЕДНИЙ КЛАСС
СТОИЦИЗМ
СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
СУБСТАНЦИЯ
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
СУДЬБА
СУФИЗМ
СХОЛАСТИКА
СЦИЕНТИЗМ
ТАИНСТВА
ТВОРЧЕСТВО
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕОДИЦЕЯ
ТЕОКРАТИЯ
ТЕОСОФИЯ
ТЕУРГИЯ
ТЕХНОКРАТИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ТОЙНБИ
ТОЛСТОЙ
ТОФФЛЕР
ТРАДИЦИЯ
ТЮТЧЕВ
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т